Это интересно

Синий воротничок (15 фото)

Каким он будет - российский «синий воротничок» 2010-х годов?
Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «РР» побывал в ПТУ-87 подмосковного города с бодрящим названием Электросталь.

Та или Эта

- А Зыкина, а Гагарин?

- Господи, неужели и они тоже?

Директор профтехучилища №87 города Электросталь Лариса Столярская с наслаждением перечисляет звездные имена тех, кто в начале своего славного пути учился в обычной «ремеслухе». В голове проносится ЛСДшная картинка: между замасленными токарными и фрезерными станками, помеченными инвентарными номерами, течёт река Волга с ослепительной улыбкой в скафандре и брильянтах.

Густонаселённый, если верить справочникам, Электросталь встретил утренним безлюдьем буднего дня. По инерции я решил, что все на заработках в Москве: час с небольшим на электричке - и ты в заповеднике самых высоких в стране зарплат. Но первый же сеанс общения с местными жителями не оставил от моего столичного снобизма камня на камне: в отличие от многих подмосковных городов, в Электростали работа есть, и её много. Здесь работают целых три крупных промышленных предприятия. Завод «Электросталь» - сталеплавильный, ЭЗТМ - тяжёлого машиностроения, «Элемашзавод» - атомный. На этих трёх китах всё и держится.

Сам город разделён на две части железной дорогой. По неизвестно откуда взявшейся традиции они именуются следующим образом: Та и Эта. Причём в данном случае местоимения, словно крепостные, обрели значение неизменяемого имени собственного. Если, к примеру, завхоз ПТУ-87 Александр Егорович, услышав по телефону мой вопрос: «Где находится ваше учреждение?» отвечает: «На Той стороне» - это вовсе не значит, что в данной момент он сам находятся на Этой. Та сторона – это Та, а Эта – Эта. Где бы ты ни находился. Почему? Таков местночтимый топонимический закон. Это как «жи-ши» - нужно просто запомнить, понять это невозможно.

«Восемьдесят седьмое» мы выбрали случайным образом, то есть буквально методом тыка. Вонзили дротик от дартса, не глядя, в перечень учреждений начального профессионального образования Московской области. Попали в №87. Первичная разведка показала, что победитель жеребьевки - не захиревшее учреждение, брошенное на произвол капитализма, но и не образцово-показательное с интерактивными досками в классах - есть в Подмосковье и подобные чудеса. Училище оказалось таким, каких в стране большинство - обыкновенным.

Симпатичный аппендикс

Крыльцо радует объявлением о том, кого здесь готовят: электромонтер, автослесарь, станочник широкого профиля, сварщик, столяр, плотник, повар-кондитер, контролер-кассир, продавец продтоваров, секретарь-машинистка.

С такой вроде бы скромной путевкой в жизнь контрастируют мощные голубые ели, которые высажены возле фасада. Настолько кремлёвские с виду, что кажется: ещё мгновение и навстречу тебе выйдет президент или, генсек, не дай бог.

Директриса первым делом ведёт завтракать. Сообщает, что в ПТУ вся еда для учащихся бесплатная. Мойте руки, требует. Одинаково строго - и от меня, и от девушек с лыжами, вернувшихся с физкультуры. Завтрак - это лишь преддверие обеда. В свою очередь, обед - в основе всех здешних систем координат. Та точка отсчёта в пространстве и во времени, не будь которой, не было бы и всего этого патриархального училищного миропорядка: «Сейчас позавтракаем, до обеда останется три часа. Потом сходим посмотреть на производственные мастерские, и сразу в столовую. Поедим - и нас уже будет ждать на уроке группа продавцов-кассиров».

Строго говоря, ради одного только безвозмездного питания можно смириться со словом из трех букв в твоей биографии. Но к своему изумлению, я узнал, что пэтэушники не платят вообще ни за что - даже за спортивные и творческие кружки. Более того, обучаясь двум-трём специальностям одновременно, ещё и стипендию получают, а также доплату на проезд. По первому впечатлению - кусок социализма с человеческим лицом, каким-то фантастическим образом избежавший коммерциализации. Архаизм, атавизм, аппендикс, называйте, как хотите. Но очень симпатичный аппендикс.

Занятия в училище начинаются в 8.05. Как смена на заводе. Так здесь лекалят взрослую жизнь, приучают к ней. Витающий в здании дух реальной экономики тонизирует и бодрит. Мы движемся по длинному, практически министерскому, коридору, время от времени заглядывая в дверь то одной, то другой мастерской: токарные станки, выкрашенные в цвет болотной волны, верстаки как на фотоснимках воспитанников Макаренко, тисочки чёрные, киянки-рубаночки.

- Старый станочный парк? Да, старый. Но мы гордимся уже тем, что нам вообще удалось его сохранить в 90-е годы. И посмотрите, в каком они состоянии! - Директор с невероятно подходящей для этой должности фамилией Столярская похлопывает по станине токарного станка, дружелюбно и заботливо, как по крупу рабочей лошади. Того гляди станок потянется слюнявыми губами ухватить хозяйку за серёжку.

Я сразу и завоёвываю расположение пэтэушных обывателей, употребив как бы невзначай термины, известные узкому кругу посвящённых: суппорт, передняя бабка, резец. А когда рассказываю, как проходя институтскую практику на заводе, включил станок, забыв вынуть ключ, и он пролетел всего в каком-то сантиметре от головы, вообще становлюсь своим в доску.

- Такое у всех случается! Только никто об этом не говорит, скрывают. Это же грубейшее нарушение техники безопасности, - Александр Егорович Козлов, или просто Алексанегорыч, начальник мастеров профессионального обучения, улыбается с таким довольным видом, как будто признал во мне давно потерявшегося дальнего родственника.

Фирма вёдра не клепает

В соответствии с накатанной системой, придуманной ещё в советские времена, когда каждое учреждение профобра закреплялось за базовым предприятием, «восемьдесят седьмое» до сих пор приписано к «Элемашзаводу» - промышленному гиганту атомной энергетики.

В отличие от бесхозных вузовских студентов, будущим синим воротничком потенциальный работодатель интересуется уже в зародыше. Любой ПТУшник знает: если он будет хорошо учиться и зарекомендует себя во время практики, рабочее место после выпуска ему обеспечено. Как в Японии. Между заводом и училищем давно налажена схема прочных горизонтальных связей, которые постоянно корректируются, в зависимости от экономических потребностей предприятия.

- Да, есть всегда востребованные, «сквозные» специальности, такие как электрогазосварщик, станочник, электромонтёр, слесарь-ремонтник, - говорит зам гендиректора по кадрам и социальным вопросам «Элемашзавода» Валерий Прокопов. - Но предприятие - это живой организм. Периодически потребность в одних специальностях увеличивается, в других - снижается. В зависимости от этого мы и делаем заказ училищу.

- А зачем вам вообще морочиться с тинэйджерами, отвлекать мастеров, изводить материал, инструментарий? Не проще взять более-менее подготовленного человека по объявлению, поставить его к механизму, научить операциям.

- Поставить к механизму! Это допустимо там, где жестяные вёдра клепают, а потом продают за две копейки. Мы же выпускаем высокотехнологичную продукцию, - Валерий Прокопов слегка возбуждается, как всякий профессионал, который вынужден отвечать на вопросы дилетанта. - Поэтому нам требуется квалифицированные специалисты, имеющие строго определённый опыт и навыки.

- К слову, Валерий Георгиевич, отдайте вы училищу хотя бы один станок с программным управлением. А то у них такие стоят, на которых я практиковался четверть века назад.

- Знаете, недавно к нам на завод приезжал вице-президент компании «Тойота» господин Хаяси. И когда мы стали ему рассказывать о своих планах переоборудования, он задумчиво так ответил: «А зачем менять станок, если он обеспечивает заданный уровень точности? У нас на «Тойоте» есть станки, которым лет тридцать. И ничего».

- Итак, что получается. Вы вкладываетесь в училище. Но мало того, что это «длинные» деньги - когда они ещё окупятся. Так ещё и неизвестно, придёт ли выпускник именно на ваш завод. Не слишком ли рискованные инвестиции?

- А если не вкладываться, тогда мы совсем голые останемся. Тем более, они всё равно придут, никуда не денутся. Такую работу, как у нас, еще поискать. За 90 лет своего существования завод никого не обманул, к людям всегда относился по-человечески, - как и положено патриоту своего предприятия, Валерий Прокопов в разговоре его одушевляет. - Соцпакет, жилье, условия труда. Средняя зарплата у нас по 2009 году 38 тысяч. А, к примеру, заработки высококвалифицированных станочников до кризиса достигали 100 тысяч рублей в месяц.

- Почему тогда молодежь с таким остервенением рвется в офисы?

- Две причины. Первая. На заводе специалистом можно стать только лет через семь минимум. А идеология молодёжи такова: хочу всё и сразу. Вторая. Несмотря на то, что станочники относятся к элите рабочего класса, статус этой специальности невысок. Пока.

Статус во!

Вопрос статуса стоит в училище весьма остро. Рассказывают такую историю. На конкурсе патриотической песни один из пэтэушников занимает первое место. У администрации училища с приглашёнными членами жюри происходит следующий разговор. «Он у вас на кого учится?» - «На плотника». - «Надо же, а лицо такое интеллигентное. Мы думали, менеджер».

- Такие вещи нас и наших учеников страшно оскорбляют. Разгильдяя им подавай с признаками умственной отсталости. Желательно в наколках и пьяного! - Лариса Столярская кипятится, будто вчера это было. - Некоторые в результате стесняются говорить, что учатся в ПТУ. Мы меняем это представление.

- Каким образом?

- Ну, уж точно не так, как Лужков, у которого все московские училища вдруг стали колледжами. Мы основываемся на примерах успешных выпускников.

Учителя и мастера наперебой хвастаются. Один мальчик стал священником, в Ногинске приход. Другой преподаёт обществознание, депутат горсовета. Плюс сколько народу свой бизнес открыли. А Табушев Станислав, выпускник 2005-го, учился на автослесаря, такое выкинул! Пошёл на выборы главы администрации Электростали самовыдвиженцем.

Вместе с мастером поваров Лидией Михайличенко едем посмотреть на живой пример для подражания в кафе «Огонёк». Здесь в должности управляющего трудится своего рода знаменитость «восемьдесят седьмого» - краснодипломный пятиразрядный выпускник, повар Герман Чухманов.

- Город у нас маленький, - говорит Лидия Борисовна, лихо крутя руль своего новенького с виду авто.

- Ничего себе маленький! 130 тысяч человек.

- Видите, нигде общественных туалетов на улицах нет? – технично парирует мастер. – О чем это говорит? Это говорит о том, что каждый может до дома добежать, чтобы пописать. Значит, город маленький и не спорьте со мной.

Подъезжаем к воротам кафе.

- Герочка сказал, что открыто, - говорит Лидия Борисовна.

- Герочка?

- Ребёнок же.

Навстречу выходит ребёнок 28-ми лет, спортивный, с золотой цепью на шее, но приветливый. В его кабинете на столе большой калькулятор и санитарные книжки. В Москве его называли бы модно: шеф-повар. А тут по старинке именуют завпроизводством.

- Мне уже в 9-м классе захотелось самостоятельности, – объясняет свой уход в ПТУ Герман Чухманов. - Родители возражать не стали: «Иди, твоя жизнь». После училища закончил техникум по профилю, работая в то же время на заводе. Затем - институт. Получился комплект: руки, технология, управление, опыт. Всё срослось.

Сейчас уже к самому Герману в кафе приходят на практику учащиеся «восемьдесят седьмого». В ПТУ сложилась традиция: выпускники наставляют молодняк.

- В моё время мало кто хотел идти на эти профессии. Взять мою сестру. Ну, стала она экономистом. И куда её девать теперь?

- Хочется своё дело открыть?

- Конечно.

- А в Москву поехать?

- Не-а.

- Там же, вроде, платят нормально.

- Здесь тоже, - на лице у Германа блуждает улыбка человека, у которого на языке не все, что на уме.

Еще один ПТУшник-герой - Александр Малявкин. Его мне рекомендовали оригинально: «У него уникальнейший дар электромонтёра». Александр производит впечатление человека, который знает себе цену – в том смысле, что и не завышает её, и не демпингует. Сейчас он работает в конторе по обслуживанию электросетей: ставит столбы, строит трансформаторные подстанции. В свободное от уникальнейшего дара время крутит диски на пиратской ФМ-радиостанции, которую сам же и «замутил»: просто нашел студию и собрал на коленке передатчик. Причем крутит в эфире вовсе не шансон, а хард-кор (знать бы ещё, что это такое).

Как и «Герочке», в школе ему учиться было трудно, потому что скучно. Искал увлечения на стороне: собирал мотоциклы, устраивал дискотеки. Утверждает, что его отпустили из школы с нормальным аттестатом только потому, что организовал «музыку» на свадьбе директорского ребёнка.

- Я не был отрицательным лидером, просто, наверное, рано созрел, всего хотелось попробовать, школа для меня была уже как детский сад: не интересно и все тут, - говорит Александр. - Думаю, если такие училища закрыть, рукастым и талантливым ребятам просто некуда будет деваться.

- Выходит, сам бог велел тебе сюда идти. Не Тургенева же было читать, в самом деле?

- Нет, ну, почему, и на чтение иногда потягивает. Не Тургенева, потому что рокерская у меня душа, бунтарская, а вот Ремарка, допустим, «Фауста» или «Цветы зла» бодлеровские – почему бы и не почитать?

Сами вы дебилы!

Татьяна Кривенко – просто мать. Пока двое ее сыновей учились в «восемьдесят седьмом», она была председателем родительского комитета. Сейчас братья продолжают образовываться в институтах и делают карьеру по полученной специальности. Сама она - владелица небольшой московской фирмы, занимающейся пошивом женской одежды. То есть могла бы и оплатить своим сыновьям пятилетний тур в какой-нибудь не самый плохой вуз. Но не стала.

- Когда Никита узнал, что ему предстоит здесь учиться, он спросил: «Я что - дебил?» - рассказывает Мать. – А я отвечаю: «Разве я дебилка, я ведь тоже начинала свою жизнь с ПТУ». Он: «Но это же «шарага», мама!». Я: «Эта «шарага» тебя всю твою жизнь кормить будет. Какие бы времена ни наступили, у тебя будет «ручная» профессия. То, что руки запомнили, уже не забудут никогда. Это как с велосипедом: научился – будешь ездить до самой смерти. Механическая память. А закончишь ПТУ - учись, где хочешь».

Старший, Никита, теперь ведущий специалист в энергетической компании и останавливаться на этом не собирается. Алексей - плотник, недавно сам кровать для дачи смастерил.

- Не кровать - а царское ложе, – воодушевлённо сообщает Татьяна Кривенко. - Лёша сейчас трудится на фирме, производящую декоративную мебель, вырезает на огромном станке всякие завитки из бука, это очень твёрдое дерево. Повезло мне с ним. Ой, надо постучать по дереву. Где дерево?

- Мои тоже здесь учились, - поддакивает директор Столярская.- Хотя в школе у них были четвёрки и пятёрки. Для дочери это был шок - не пойду, говорит, к твоим дуракам. Начинаю выяснять, зачем ей хочется в старшие классы, она говорит: «Ты что - собираешься лишить меня выпускного вечера, бального платья?» Оказалось, что это был единственный её аргумент.

Вообще говоря, когда педагоги и мастера рассказывают, как они повышают статус своего учреждения, закрадывается сомнение: а туда ли я попал? Помимо конкурсов профмастерства и спортивных соревнований - от волейбола до пинг-понга, ещё танцевальная секция, политическое объединение, и даже литературно-поэтический клуб.

- Если человеку постоянно говорить, что он дурак, то он так себя и будет чувствовать, и поведение его будет соответствующим, - рассуждает психолог училища Наталья Иванова. - А здесь от них постоянно чего-то хотят, ставят серьезные задачи. Поступив в училище, буквально через полгода они раскрываются, становятся более толковыми, чем их сверстники в школах.

Бывшие в школе никому не нужной, скучающей галёркой, которой обещан «свой трояк» за тишину в классе, здесь многие юноши и девушки начинают считать себя чуть ли не звёздами. Самооценка иногда зашкаливает. Могут сказать и такое: «Какое вы имели право исправлять в моей любовной лирике это слово». А лирики там, если откровенно, кот наплакал, ботинки рифмуются с полуботинками.

Но сотрудники училища этому мало огорчаются - ведь они добиваются коррекции именно в таком направлении. Показалось даже, что большинство рассматривают своё учреждение как место реабилитации детей после школы. Нет для них иного оправдания свей позиции, чем такая фраза, брошенная на бегу кем-то из бывших школьных троечников: «Здесь к людям относятся как к людям, а не как к отметке в дневнике».

Но несмотря на все плюсы и знаки карьерного умножения, нехватка учащихся в ПТУ по прежнему ощущается. И дело тут не столько в пресловутой демографической яме, сколько в недавней реформе образования, которая ввела в школах систему подушевой оплаты труда. Иначе говоря, чем больше школьников обучаются в образовательном учреждении, тем выше заработок учителей. Поэтому школы сегодня совсем не заинтересованы отдавать своих воспитанников в ПТУ и колледжи. Никто больше не пугает детей «шарагой» - наоборот, борьба идёт за каждого балбеса и разгильдяя. Сотрудники училища жалуются, что двери школы, порой, просто закрывают перед их носом, когда они приходят туда с лекцией по профориентации: «Чуть ли не на выходе приходится подлавливать детей, агитировать на манер свидетелей Иеговы или продавцов моющих пылесосов».

Моя бабушка курит трубку

Группа учеников сидит на лавке в вестибюле, ждут мастера. Одет, кто во что горазд. Кольца-перстни, серьги обоего пола. В ушах последние альбомы Земфиры и «Рамштайн».

Вид у всех благодушный - только что откушали курочки и блинов с джемом.

- Приятного пищеварения! - острю, проходя мимо, чтобы подогреть к себе интерес.

- Га-га-га! – Прыскают с готовностью гуси-гуси. Да они щеглы совсем, думаю, хоть и стараются выглядеть умудрёнными. Возраст такой. В брошюрке, где собраны стихи учащихся ПТУ №87, у одного из авторов можно, например, прочесть:

«Время лечит, говорят мне все подряд,

Время лечит, только всё тусклее взгляд.

Чаще проседь в волосах, реже милых голоса».

Заходим в кабинет подготовки поваров. Звучит китайская музыка, будто в опиумной. Оказывается, идёт лабораторная работа по нарезке овощей, а китайцы в этом деле - непревзойдённые фигуристы. Тинэйджеры оперируют картофель. «Хороший повар стоит доктора», - утверждает плакат. Под стеклом витрины выставлены образцы блюд из папье-маше. Из телевизора доносится усыпляющее: «…овальной формы, …по всему периметру заготовки сделайте неглубокие надрезы, расправьте лепестки».

- Мы готовим поваров и для завода, и для города. Но многие, конечно, норовят уехать в Москву, - говорит мастер поваров Лидия Михайличенко. - Надя Сухова, например. Зарабатывает теперь 60 тысяч. Валерик Чумичкин – тоже в шоколаде, работает в центре по обслуживанию свадеб и банкетов. Один мальчик, представляете, продал свою машину, поехал во Францию, там зацепился. Кто любит свою профессию, тот стремится сделать карьеру. Таких сразу видно - у них глазки блестят. Здесь отсидели до трёх, к четырём уже пошли подрабатывать – в ресторанах, в кофейнях.

- То есть поваром устроиться нынче не проблема?

- Какая проблема?! Частники письмами забрасывают: приводите к нам детей на практику, хотим их подготовить «под себя». Борьба за наших ребят идёт жёсткая. Настоящее Бородино.

- Тогда где этот кризис?

- Вот и я думаю…

- А что у них в головах-то? Любовь?

- Как родителей отучить пить – вот, что у них в головах. Никто не хочет повторять их сценарий жизни. А любовь это так - факультативно.

К родителям в училище отношение сложное. Очень.

- Представляете, какие бывают, - с возмущением говорит зам директора Галина Ионова. - Ребёнок скоро совершеннолетним станет, а они ни разу его в Большой театр не свозили.

Я внутренне краснею от селезёнки до гортани. Ведь своих детей не сводил в Большой ни разу. Да и сам там был единожды.

- Скажите честно, Галина Васильевна, что для вас важнее: обучение или воспитание?

- В законе об образовании всего 15 раз употреблено слово «воспитание». Слово «обучение» - во много раз больше. А у нас они равновелики. Так что мы в этом смысле от закона отступаем.

Ежедневно в «восемьдесят седьмом» после всех занятий проводят оперативку - общее собрание мастеров и преподавателей. Там среди прочего, выясняется, кто из учеников прогулял и по какой причине.

- Звонишь иногда родителям, поздним утром, а то и ранним днем, - жалуется завхоз Александр Козлов. - Спрашиваешь, почему их ребёнок отсутствует. А они отвечают сиплым голосом: «Ему набирайте, у него свой мобильник, а нас нечего будить».

Бывает, ученики сами просят повлиять на родителей. Сотрудники училища иногда полностью замещают биологических матерей и отцов. Иначе бы мастеров здесь не звали батями, а учительш - маманями. Потри любое ПТУ – обнаружишь собес: приходится работать с семьями неполными, малообеспеченными, многодетными.

- Из семьи идёт такой поток асоциальности! - Сокрушается психолог Наталья Иванова. Вспоминает недавний случай. Девочка пожаловалась, мол, бабушка-опекунша стала злоупотреблять, приходится прогуливать, потому что старого человека в таком состоянии дома одного не оставишь.

- Мы стали думать, как ей помочь. Просто прийти и ругаться - толку не будет, только разозлишь. В общем, отправились домой к девочке под видом очередного обследования бытовых условий - это стандартная форма контроля за детьми-сиротами. Заодно беседу провели.

- Помогло?

- Вроде пока всё нормально. По крайней мере, на занятия девочка ходит.

Русичка Галина Подмарькова согласно кивает. Прежде чем прийти в училище, она много лет проработала школьным педагогом, иногда встречает бывших коллег:

- Они спрашивают меня, к примеру: «Как там Ванька-то у вас учится?» Я честно говорю: «Отличник». А они не верят: дескать, у него же мать - алкоголичка. Приходится грубить в ответ: «Это что - приговор?»

Капитан Очевидность

Алексанегорыч демонстрирует свой кабинет. Огромный, как площадка для бадминтона. Компьютер - старьё, Медведев - новый.

- Мы для ребят его повесили, как наглядный материал. А то, бывает, зайдут и не знают, кто это такой, - огорчённо говорит старший мастер.

Из соседнего помещения доносятся звуки мускульного труда. Там стучат, дрелят и пилят. Выясняется, что первый курс плотников рожает в муках свои первые табуретки.

Пока синие халатцы вбивают гвозди в дерево, мастера вбивают им мысли в голову, впрочем, тоже пока ещё немного деревянную.

- Ты пойми, - твердит наставник одному из них, - пока сам, своими руками всё не пощупаешь, не сделаешь, даже самое простое, проку не будет. Вот, окончил ты училище, потом техникум, приходишь на производство, а тебе рабочие начинают мозги парить: «Не, бригадир, плинтус выбракованный привезли, с червоточиной - класть его нельзя». Они всегда так новеньких на слабо проверяют. А ты, хопа, вспоминаешь занятия по теме: «Пороки древесины». Понимаешь, что тебя дурят, потому что никакая это не червоточина, а всего-навсего сучок-пасынок. Потом берёшь эти деревяшечки, и устраиваешь их как надо, прямо в тютельку. Отношение к тебе тут же поменяется, точно говорю. В мужском коллективе такие законы: проверку прошёл - ты самец, доминируй.

Юноша делает вид, что слушает «весь этот бред» только из вежливости, мол, спасибо, конечно, Капитан Очевидность, но мы и сами с усами. Однако мало чего еще видавшие в этой жизни глаза всё равно выдают, как цепляет его такой разговор по душам.

Говорят, электростальскую молодёжь в меньшей степени интересует специальность, они «идут на мастеров». Передают друг другу: там такой мужик классный, директриса клёвая.

Тем временем мне для разговора по душам подбирают активиста - первокурсника Андрея Сударикова. Так и сказали, сейчас дадим вам активиста. Мы с ним, порывистым и деловым, почти бежим в свободное помещение - ему в мастерской надо ещё успеть что-то доделать.

- Не будет стесняться? - Спрашиваю осторожно взрослых.

- Наши? Я вас умоляю! - Летит мне вдогонку.

- Значит так, - начинает активист. - Был я в школе середнячок, отчасти хорошист. После 9-го ушёл.

- Почему именно в плотники?

- Там сразу три профессии будет: плотник, столяр-строитель и стекольщик.

- А мотивация?

- Плотник всем нужен. Те же полы постелить дома. А можно и не дома. Уже сейчас, бывает, нужна наличка - пойду, мебель соберу кому-нибудь, без проблем. Помню, приехали с другом на квартиру, комод собрать, простой такой комод. А хозяева там - два брата, взрослые дядьки. Ну, что это такое!

- Какая разница между школой и училищем?

- Там мы дети, а здесь мужики.

Он, и в самом деле, выглядит старше своего возраста. В деревне его бы называли женихом.

- Да, говорю, повезло твоей будущей супруге.

- Ага, ещё как, - отвечает.

Вталкивают ещё одного активного, как на допрос, только без наручников. Из-за двери доносится шутливое: «Если что, кричи нечеловеческим голосом?» Умеют здесь разрядить атмосферу.

Александр Лазарев выглядит совсем иначе. Серьга в ухе, волосы собраны в лошадиный хвост, свитерок модняцкий. А судьба похожая.

- Ожидания оправдались?

- Вполне. Пойду работать. Если не на завод, то в строительную компанию. У нас их много, они развиваются.

- Ты мониторишь, что ли?

- Ну, да. Как же без этого. Ещё в ЖЭК можно. На крайняк - дачи строить.

- Не смущает, что грязный труд? Помнишь это: «Руки в масле, попа в мыле, мы работаем на ЗИЛе?»

Андрей не помнит. Откуда ему. Ёлки, думаю, ведь уже и ЗИЛа то почти не осталось.

- Но все ведь хотят менеджерить, - продолжаю пытать ребёнка, хотя и так ясно, что он ответит:

- Ну и что? Таких потом на одно рабочее место 50 человек. А плотник, он и в Африке плотник. Да и работа более творческая. Они там бумажки перекладывают, со скуки дохнут, а у нас сделал чего-то – и сразу видно, что не зря время потерял.

- А не стыдно признаваться, что учишься в ПТУ?

- Чего тут стыдится? Вон, видишь стул, - активист показывает на тот, что подо мной. – Ты за него тысячи 2-3 заплатишь. А я уже через пять практик мог такой сделать.

Поколение кризиса

Основанная масса учащихся, как утверждает анкетирование, устроенное психологом Натальей Ивановой, уже определилась со своими планами на будущее. В этом они разительно отличаются от своих ровесников-школьников с синдромом затянувшегося детства. Причём, по словам Натальи Ивановой, дети, пришедшие в ПТУ №87 в прошлом году, мотивированы иначе предыдущего потока. Если раньше на вопрос о причине поступления в училище, дети отвечали путано, дескать, что воля, что неволя, то «поколение кризиса» категорически утверждает: нужна профессия, которая в любых экономических обстоятельствах гарантирует кусок хлеба. Любопытно также, что начальное профобразование в большинстве случаев рассматривается ими как первый этап в карьере, трамплин, с которого можно прыгать дальше и выше - в институт, в производственные инженеры, в начальники.

Во дворе «восемьдесят седьмого» пэтэушники пытаются запалить чучело Масленицы. Если не знать этого обычая, можно принять его за акт вандализма.

Алексанегорыч безмятежно следит за происходящим. Говорит:

- Самая большая радость, когда из непутёвых люди получаются. Он в тюрьму не сел, профессию получил. Красота.

- Балбесов вообще больше любят. Наверное, потому, что в них вложено больше?

Старший мастер не соглашается. Говорит:

- Вот идёшь ты по улице. Двоечник на машине рядом тормозит: «Александр Егорович, садитесь, подброшу до дома». А отличник? Поздоровается и дальше едет.

Проводы зимы продолжаются в фойе, там идет дискотека. Среди других пар выделяется Галина Ионова с проблемным юношей. Оба выглядят совершенно счастливыми. Ещё бы: всё училище на них смотрит.

Директор комментирует:

- Его из техникума выгнали. Мы взяли к себе. Решили дать ему испытательный срок.

- И как?
- Ну, вот видите: танцует с замдиректора. Далеко пойдёт.
  1. Artur02
    13 января 2011
    какие же это синие воротнички? это настоящий рабочий класс!
  2. Ljubitel
    13 января 2011
    Кто бы что не говорил на них держится современный мир
  3. alchen
    13 января 2011
    профы разные нужны,профы разные важны!
  4. Tafita
    14 января 2011
    рабочий класс и называют синими воротничками :-)
  5. PELMENb
    28 сентября 2011
    лень читать...

Оставить комментарий

Информация

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Рейтинг статей
Фото и приколы Фото и приколы Видео Видео Девушки Девушки Комиксы Комиксы Демотиваторы Демотиваторы Животные Животные Это интересно Это интересно Автопром Автопром Знаменитые Знаменитые События События Природа Природа Аварии Аварии Гифки Гифки Истории Истории Арты Арты Статьи Статьи